Российско-иранские отношения на современном этапе. Мнение Фархада Ибрагимова
Аспирант центра постсоветских исследований Института мировой экономики и международных отношений им. Е. М. Примакова Российской академии наук (ИМЭМО РАН), политолог, Фархад Ибрагимов
Уже дважды за президентский срок Хасана Роухани, президент России Владимир Путин посещает Исламскую Республику Иран. В первый раз, в 2015 году глава российского государства активно обсуждал с Роухани и Верховным лидером Исламской Республики Аятоллой Али Хаменеи проблему сирийского кризиса, а также цены в сфере нефти и газа. В этот же раз, а именно в ноябре 2017 года, акцент был поставлен главным образом на международный транспортный коридор (МТК) «Север-Юг», цель которого соединить порт Мумбаи (Индия) с Санкт-Петербургом, а оттуда со странами Северной Европы. Общая длина такого маршрута должна составить порядка 7,2 тыс. км. Сегодня грузоперевозки в Европу через Суэцкий канал занимают несколько недель, в то время как «Север-Юг» призван сократить расстояние вдвое и таким образом избавляет от необходимости использовать Суэцкий канал, который не только перегружен, но и является крайне дорогим. Ключевую роль в этом проекте занимают Иран и Азербайджан, через территории которых и будет проходить маршрут. На сегодняшний день, для реализации проекта необходимо достроить участок железной дороги от иранского города Решт до приграничного азербайджанского города Астара, расстояние которого составляет около 170 км. Ввод в эксплуатацию намечен на весну 2018 года.
После реализации проекта, коридор станет гораздо привлекательным и прибыльным, учитывая, что тестовый запуск МТК в этом году уже оправдал все ожидания. Повышенный интерес к проекту уже проявили официальные представители стран Юго-Восточной Азии, Пакистана и Белоруссии. Более того, МТК «Север-Юг» может стать дополнением китайской инициативы «Экономического пояса шёлкового пути» (ЭПШП). В целом, проект «Север-Юг» станет чрезвычайно выгодным для России, Азербайджана и Ирана.
Говоря в целом о двухсторонних отношениях, необходимо отметить, что энергетический сектор и борьба с терроризмом являются главным предметом стратегического партнерства России и Ирана.
Так в ходе пресс-конференции лидеров трёх стран, Владимир Путин заявил об осуществлении российского проекта по созданию энергомоста «Россия-Азербайджан-Иран», целью которого является объединение электросистем трёх стран.
Продолжая тему экономического взаимодействия необходимо отметить, что товарооборот между двумя странами идёт вверх. По сравнению с 2015 годом, товарооборот за прошлый год вырос почти на 70% и составил около 2 млрд долларов. Также, по итогам трёхсторонней встречи лидеров России, Азербайджана и Ирана была рассмотрена возможность создания таможенного коридора, которая позволяет переход на расчёты в национальных валютах. В условиях современной экономической и геополитической обстановки, такой шаг позволит ещё больше сблизиться по линии экономического взаимоотношения, а также устранить препятствия, которые могут возникнуть.
Разумеется, одной из ключевых тем взаимодействия между Россией и Ираном остаётся сирийский кризис и общая борьба с терроризмом. Напомню, что и Москва, и Тегеран, последовательно выступают за сохранение легитимного правительства во главе с Башаром Асадом. Благодаря участию российских ВКС, территория подконтрольная террористам за 2 года сократилась более, чем на 90%, освобождены такие города как Алеппо, Пальмира, Акербат, Эс-Сухне, прорвана блокада и фактически освобожден город Дейр-эз-Зор.
Верховный лидер Ирана Али Хаменеи назвал президента России человеком дела и крепким человеком, президент Ирана Хасан Роухани же охарактеризовал Россию как друга и стратегического партнёра. В свою очередь, Владимир Путин поддержал позицию Ирана по важному для него соглашения – СВПД, благодаря которому Исламская Республика и США с целым рядом стран Запада достигли определённых договоренностей по линии ядерных разработок, которые способствовали снятиям санкций. Напомню, что администрация президента Трампа успела уже не раз заявить о пересмотре соглашения и назвала этот договор с Ираном чуть ли не позорным. Иран пригрозил выходом из СВПД, но только в том случае, если США перестанут придерживаться соглашения. В этом отношении, позиция Москвы заключается в неприемлемости каких-либо односторонних изменений текста договора, расценивая такие заявления как проявления неуважения основам мирового правопорядка. В. Путин также поддержал позицию Тегерана по ядерной программе ИРИ (ИЯП), заявив, что её не стоит увязывать с оборонительной сферой.
В целом, визит Президента Владимира Путина в очередной раз показал, что Иран является важным партнёром как в вопросе региональной безопасности, так и по ряду экономических вопросов.
Таким образом, российско-иранские отношения продолжают стремительно развиваться сразу по нескольким направлениям, а с реализацией целого ряда экономических и энергетических проектов, взаимоотношения будут лишь укрепляться.
Comments